Последовательно тамбовские земли стали заселяться только во второй половине XVII века с построением городов-крепостей Козлова (ныне Мичуринск) в 1635 году и Тамбова в 1636 году и сооружения пограничного земляного вала, так называемой Белгородской сторожевой черты. Она состояла из засек (сваленных деревьев) на татарских дорогах на Русь, колод с шипами на речных бродах и земляных валов с частоколами по их берегам (надолбами), рвами, башнями и городками (небольшими крепостями из бревен и земли) в степи.
Летом 1636 г. воевода М. И. Спешнев возглавил строительные работы по созданию земляного вала между реками Челновая и Польной Воронеж. У русских строителей не было опыта возведения таких земляных укреплений. Поэтому для консультации привлекли не только знающих военных инженеров, но иностранца, голландца Яна Корнелия. Земляной вал высотой в 2,5 м насыпали за одно лето. Он стал называться Козловским. Позднее его неоднократно перестраивали, пока он не достиг высоты 4 м.
В 1647 г. Козловский земляной вал продолжили до реки Цны. Был выкопан мощный Тамбовский вал высотой до 6 м. Тамбовский и Козловский валы представляли собой внушительную оборонительную систему. На насыпи через определенные промежутки стояли деревянные башни, перед валом строители соорудили глубокий ров, во рву находился деревянных забор из заостренных бревен, перед рвом надолбы.
Земляные валы стали надежной преградой на пути татарской конницы в степях Тамбовского края, пройти которую удавалось далеко не каждому отряду кочевников.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь