Наиболее интересны по архитектуре две козловские церкви Архангельская (1765 год) и Ильинская (1781 год). По-видимому, авторами проектов этих церквей были петербургские архитекторы. Из описания Ильинской церкви узнаем, что она двухэтажная, нижний этаж теплый, верхний – холодный. Оба были украшены богатыми иконостасами, художественными иконами и картинами священной истории. В строительстве Ильинской церкви нашли воплощение новые строительные приемы – подкупольное пространство второго этажа не имело промежуточных опор. Шпиль, венчавший здание, придавал постройке легкость и величественность. Описывая эту церковь, протоиерей Г. В. Хитров в 1861 году сообщал, что архитектура ее строгого величавого стиля. В ней есть иконы, писанные отличной кистью, в особенности икона пророка Илии, которая поставлена в богато убранном киоте. В Ильинской церкви когда-то хранились редчайшие образцы прикладного искусства: икона Скорбящей Богоматери, украшенная двенадцатью бриллиантами, Евангелие 1703 года издания весом почти полтора пуда. Московский митрополит Филарет подарил храму предметы культовой утвари в 1865 году после произошедшего в церкви пожара. В 1875 году были завершены реставрационные работы, которые выполнялись лучшими московскими мастерами. Был изготовлен иконостас по рисунку архитектора П. П. Зыкова, иконы писал академик живописи В. В. Шокорев, производство серебряных работ, бронзовых паникадил и подсвечников было поручено А. М. Постникову – придворному фабриканту королевы Вюртембергской.
Редкие издания Евангелия хранились с 1663 года в Никольской церкви города Козлова и с 1774 года в Козловском Троицком монастыре. При многих тамбовских храмах существовали библиотеки книг религиозного содержания. Наиболее крупными церковными хранилищами были библиотеки при Спасо-Преображенском соборе Тамбова и Троицком храме в Моршанске. Хорошие библиотеки были в Тамбовской Духовной семинарии и Варваринской церкви. Церковные библиотеки нередко содержали ценные исторические документы. Например, редкие царские грамоты хранились в Козловском Троицком монастыре, в приходской церкви села Карели находились жалованные татарские грамоты. В темниковской Соборной церкви были обнаружены грамоты Иоанна и Петра Алексеевичей. В тамбовском Вознесенском монастыре хранился старинный синодик или помянник, ветхий, но отличавшийся великолепно выполненными иллюстрациями цветной печати с подписями духовных стихов. В монастыре хранились также другие стихи – старинные образцы религиозного народного творчества.
Памятниками местной истории и культуры по праву можно считать летописи тамбовских монастырей – Саровского, Санаксарского, Козловского Троицкого, Вознесенского. Монастырские летописи были насыщены разнообразными легендами и богаты местным фольклором. Часто они объясняли малопонятную топонимику или существующие предания, передававшиеся от поколения к поколению.
В написанной в 1901 году статье И. И. Дубасова "Покровский храм села Громушки Козловского уезда и его древности" автор описывает сохранившиеся древние ценные реликвии. Из старого иконостаса в храме сохранилось 16 икон, среди которых изображения Спасителя, Богоматери, апостолов. Все эти иконы имели одинаковый размер, святые на них изображались во весь рост, само изображение было очень выразительным и художественным. Живопись эта была очень древней, но прекрасно сохранившейся. По мнению специалистов, иконы эти были современницами икон, хранящихся в Успенском соборе кремля и Троицком соборе Сергиевой Лавры. Было высказано предположение, что эти иконы были взяты из старого иконостаса московских храмов и переданы в Козловский собор.
Подлинными хранителями и созидателями православного искусства на территории Тамбовского края являлись монастыри. В начале ХХ века на Тамбовщине было 11 мужских и 12 женских обителей. Из них наиболее крупными и богатыми считались Лебедянский Троицкий (основан в 1621 г.), Шацкий Черниев (1573 г.), Санаксарский монастырь (1659 г.), Саровская пустынь (1703 г.), Трегуляевский монастырь (1668 г.), Козловский Ильинский монастырь (1638 г.). На территории монастырей располагались крупные храмовые комплексы. Богатые ризницы монастырей хранили ценнейшие культовые реликвии и произведения декоративно-прикладного искусства. Монастыри вели активную хозяйственную деятельность, производя все необходимые продукты и предметы потребления. При монастырях действовали художественные мастерские, где изготовлялись иконы и всевозможная утварь, используемая при богослужениях. В мастерских ряда монастырей производились различные предметы быта, изысканно выполненное белье, одежда, столярные, кузнечные и ювелирные изделия, которые шли на продажу и реализовывались на многочисленных ярмарках. В частности, отделения живописи, чеканки окладов икон, художественной вышивки существовали в Боголюбском женском монастыре Кирсановского уезда, в Ильинском женском монастыре Козловского уезда. Широко были известны иконописные и живописные мастерские Сухотинского Знаменского и Оржевского монастырей, Саровской пустыни. Мастерская Тамбовского Вознесенского женского монастыря специализировалась на изготовлении высокохудожественных предметов женского туалета и постельного белья.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь