- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- следующая ›
- последняя »
Одним из важнейших направлений государственной политики Московского княжества было расширение его границ. Роль опорных пунктов мирной православной колонизации — миссионерских культурно-просветительных центров выполняли монастыри. Колонизация верховьев рек Дона и Хопра началась при князе Димитрии Донском, которому крещеный мордовский князь Александр Укович передал свои владения. При великом князе Василии I эти территории по ханскому ярлыку перешли к Москве под названием Рязанской Украйны. Царь Иоанн Грозный ввел здесь управление через своих князей-наместников и мордовских приказчиков. На месте мордовских и татарских селищ и городищ строились русские села и города, в конце XVI века русское население стало преобладать над местным. К концу XVII века в Тамбовском крае существовало уже более 220 монастырей.
В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Феодоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской Троицкий монастырь. Обитель старца находилась посреди дубовой рощи на берегу реки, ее противоположный берег называли "ногайской стороной". Сподвижниками старца Иосифа были старцы Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Монастырю были отведены лесные и сенные угодья, в 1635 году ему принадлежало семь крестьянских дворов. В 1636 году монахи получили благословение архиепископа Антония Рязанского на сооружение храма во имя Святой Троицы с приделом во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первая церковь была деревянной и небольшой. 5 сентября того же года царь и великий князь всея Руси Михаил Феодорович повелел своим ясельничим и воеводам Ивану Биркину и Михайлу Спешневу ехать в Дикое поле и строить новый город Козлов как одно из звеньев в цепи городов Белогородской засечной черты. Тульская засечная черта уже не сдерживала натиска крымских и ногайских татар. "Ведомо нам учинилось, что степью меж Воронежских и Ценских верхов, мимо Урлапова городища, приходят в Русь войною крымские и ногайские люди... и православных крестьян побивают и в полон емлют...".
Эхом Смутного времени появлялись здесь и отряды поляков, литовцев, "черкас" (жителей Малороссии), которые ставили здесь свои слободы и остроги, присваивали местные села и деревни, "избивали всяких людей". В местных вековых лесах находили себе убежище беглые верхнедонские казаки, калмыки, "воровские люди", "утеклецы", "атаманы".
Царь Михаил Феодорович наказал устроить в новом городе "зелейную казну, погреб дубовый и колодец, и тайники, и храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом", для чего направил туда воевод, а с ними 50 пищалей, 400 рублей "да запасу всякого на шесть недель". Город строили 1200 человек из окрестных городов — Рязани, Лебедяни, Ельца, Воронежа. "И были на той работе всякие люди: и боярские, и жилецкие, и патриаршие, и монастырские".
Под личной опекой царя находилась обитель в 1641 году. По грамоте Михаила Феодоровича монастырь получил "рыбные ловли и бобровые гоны" на Лесном Воронеже и место для постройки мельницы, позже — участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для причала.
К середине XVII века Белогородская засечная черта была построена. Монастырь, расположенный с южной стороны Козлова, был вынужден принимать на себя тяжесть татарских и калмыцких набегов. В 1643 году козловский воевода князь Иван Ростовский сообщал царю Михаилу Феодоровичу: "Приходили татарове и полковые казаки на городскую сторону татар не перепустили... и в другие и в третьи приходили к нам татарове, в августе и в ноябре и был бой". За героическую оборону города царь повелел всем защитникам дать по золотому и "на дворовую селитьбу, да на заводь по шти (шести) рублев". На постоянное поселение сюда вызвали донских и яицких казаков, со всей России приходили "копейщики, драгуны, солдаты, вожи, воротники, жильцы". Всю весну и лето 1644 года 30 татарских мурз осаждали город. В грамоте хану Мехмет Гирею, отправленной со стольником Приклонским в Крым, Михаил Феодорович подчеркивал: "В лето сие мало не весь Крым, переменяючись, перебыл в наших местах". Через Козлов пролегала большая Посольская дорога из Москвы в Бахчисарай, тем же путем возвращали многочисленных пленных, для освобождения которых был введен особый налог — "полоняничные деньги".
В первые годы своего существования, до прихода в монастырь игумена Кирилла, обитель не была общежительной. "Братии было немногое число, и кормился всяк собою", — сообщал позже в Пушкарский приказ в своей челобитной архимандрит Дорофей. С 1660 года игумен Кирилл "учинил общую трапезу", при нем же началось и большое каменное строительство. "Своею работою и добрым подвигом, — по словам архимандрита Дорофея, — построил Кирилл в монастыре каменного строения церковь Успения Пресвятой Богородицы, а под нею — другую церковь же великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, и поварни и кельи, и около монастыря ограду каменную".
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- следующая ›
- последняя »
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь