Skip to main content

Древнейшая история Тамбовского края

Территория Тамбовской области занимает центральную часть Окско-Донской равнины. Она расположена в северной и типичной лесостепи, на границе лесостепи и леса. Здесь широкой полосой проходит междуречье Средней Оки и Верхнего Дона. Разнообразие природных условий заставляло жившее здесь древнейшее население выбирать разные пути экономической и социальной адаптации к окружающей среде. Причем история Тамбовского края насчитывает десятки тысячелетий.

Человек начал осваивать нашу территорию еще в каменном веке. В начале здесь жили первобытные охотники и рыболовы. Затем на Тамбовщину проникают скотоводы и земледельцы, знакомые с металлообработкой. Позже в южных районах кочевали воинственные племена, в северных — укреплялись в городищах оседлые финно-угорские народы. Отмечены в Тамбовской крае и древнерусские поселения и следы монголо-татарского нашествия.

Каменный век

Древнейшая, дописьменная история человечества изучается преимущественно археологическими методами. На территории Тамбовской области зафиксировано более тысячи памятников археологии, ежегодно разведками открываются десятки новых поселений и могильников, хранящих материальные следы деятельности людей. К сожалению многие из них в настоящее время уничтожаются в результате хозяйственной деятельности и лишь несколько десятков памятников исследовано археологическими раскопками. Однако результаты раскопок этой небольшой части археологических памятников позволяют сделать определенные выводы и прояснить общую картину заселения Тамбовского края в различные исторические периоды.

Палеолит. История человечества насчитывает около 3 млн. лет. На территорию России древние люди проникают в конце древнего каменного века — верхнем (или позднем) палеолите (около 40-14 тыс. лет назад). Ближайшие к нам стоянки верхнего палеолита расположены на Дону: Костенки (Воронежская обл.), Гагарино (Липецкая обл.), имеющие мировую известность и на Оке — Мезинец (Рязанская обл.). До настоящего времени на Тамбовщине палеолитических памятников не зафиксировано, однако здесь встречается множество костных останков крупных стадных животных того времени (мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей и др.), привлекавших первобытных охотников. В фондах Тамбовского областного краеведческого музея хранятся расколотые древним человеком кости мамонтов, а также кости со следами воздействия огня, свидетельствующие о существовании здесь человека уже в верхнем палеолите.

Мезолит. Памятники, следующей за палеолитом эпохи, мезолита (среднего каменного века, XII-V тыс. лет до н.э.) открыты у с. Шапкино Мучкапского района. Места временных мезолитических стоянок находились на песчаных дюнах в пойме р. Вороны. Основные находки этого периода — микролиты (мелкие кремневые пластины) обнаружены также в Мичуринском и Моршанском районах. На смену крупным ледниковым животным в это время на нашу территорию проникают косули, барсуки, лисицы, зайцы и др. Приспосабливаясь к изменившимся условиям, человек открывает новый вид оружия — лук и стрелы.

Неолит. Завершает каменный век эпоха неолита (новый каменный век, V-III тыс. до н.э.). Неолитические стоянки известны на пойменных дюнах по берегам рек: Цны, Вороны, Воронежа, Матыры. В обработке камня в это время на Тамбовщине появляются новые технологии: пиление, сверление, шлифование, возникает новый тип орудия — каменный топор. Неолит характерен началом производства глиняной посуды. Керамика отличается своей формой. В основном на тамбовских памятниках встречаются круглодонные и остродонные сосуды, покрытые по всей поверхности разнообразным орнаментом. Судя по множеству кремневых наконечников стрел и дротиков, костяных гарпунов и крючков, находимых на стоянках, тамбовские неолитические племена в основном занимались охотой и рыболовством.

Начиная с неолита на территории Тамбовской области просматривается сосуществование разных этнических групп. К примеру ямочно-гребенчатая керамика Подзоровской стоянки (Мичуринский район) с явными следами влияния северного неолита, значительно отличается от накольчатой керамики Уваровской стоянки среднедонской неолитической культуры.

Энеолит. Между каменным и бронзовым веком выделяют энеолит (медно-каменный век, IV-III тыс. до н.э.). В это время человек изобрел парус, колесо и др. На смену племенам с присваивающим хозяйством приходят скотоводческие народы. Памятники энеолита на Тамбовщине изучены слабо, но судя по таким особенностям керамики, как «воротнички» (утолщения в виде манжет и валиков), «жемчужинки» (ямки, оттиснутые с внутренней стороны сосуда), разнообразным узорам из оттисков гребенчатого штампа и т. д., свидетельствуют о присутствии на некоторых памятниках в бассейнах рек Воронежа и Цны племен репинской археологической культуры (названа по первому исследованному поселению у хутора Репин на Дону).

Бронзовый век

Лучше исследованы на Тамбовщине памятники эпохи бронзы (II тыс. до н.э.).

Катакомбная культура. Вначале сюда проникают племена катакомбной культуры (названа по характеру могильных сооружений), расселившиеся в южной половине территории области. Катакомбники первыми на Тамбовщине сооружали курганы — насыпи над захоронениями. Им характерны такие признаки, как скорченное на правом боку положение погребенных, искусственная прижизненная деформация черепов, культовые сосуды-курильницы и др. Судя по этим признакам катакомбники были знакомы с традициями культур Предкавказья и Средиземноморья. В основном они вели земледельческое хозяйство в сочетании со скотоводством. Курганы с катакомбными захоронениями исследовались в Жердевском районе, поэтому предметы из раскопанных курганов можно увидеть не только в областном, но и в Туголуковском музее.

Абашевская культура. Некоторое время сосуществовали с катакомбниками, а затем и сменили их племена абашевской культуры (названа по первому исследованному могильнику у с. Абашево в Чувашии). Ими активно заселяется вся территория Тамбовской области, свободная от леса, осваивались берега не только крупных, но средних и малых рек. Преимущественно абашевские поселения располагались на мысовых склонах, курганы возводились на водоразделах.

Археологические раскопки таких поселений, как «Шлихтинское», «Красное Озеро», «Бокинское», курганов у сел Староюрьево, Селезни и др. дали уникальные результаты для оценки места и роли доно-волжской абашевской культуры в историческом процессе Восточной Европы. В первую очередь это захоронения воинской аристократии, сопровождавшиеся бронзовым (копье, ножи) и каменным (стрелы, булава) оружием, костяными деталями конской упряжи (псалии, пряжки). Наряду с жертвенными захоронениями лошадей под насыпями курганов, все это позволяет нам утверждать, что к середине II тыс. до н.э. на тамбовских лесостепных просторах активно использовались боевые колесницы.

Абашевцы вели более подвижный образ жизни, система их экономики базировалась на скотоводческом характере хозяйственной деятельности. Они с успехом использовали лошадь как в военных, так и хозяйственных целях. Жилищами служили в основном полуземлянки. Сырье для бронзовых изделий доставлялось из Волго-Уральского региона, но металлообработка осуществлялась на тамбовских поселениях.

Срубная культура. Доно-волжская абашевская культура на Тамбовщине перерастает в эпоху поздней бронзы в донскую лесостепную срубную культуру (названа по устройству деревянных срубов в могильных ямах). Срубники явились продолжателями тех традиций, которые здесь сложились в абашевское время. В основе хозяйства срубников, наряду со скотоводством, значительное место занимало и земледелие. В срубных поселениях и курганах гораздо меньше встречается оружия, но находятся бронзовые серпы, браслеты, подвески, каменные зернотерки. Основное число погребений в курганах относятся к срубной культуре, следы срубников можно найти в огородах пожалуй любого села Тамбовской области, расположенного на берегу реки и даже ручья. Это свидетельствует о высокой плотности населения и некотором демографическом всплеске во 2 половине II тыс. до н.э.